вторник, 7 октября 2014 г.

20 книг, перевернувших мое сознание

Их далеко ни двадцать, прочитано несколько сотен, не хвастаюсь, пишу как есть. 
Начала читать в три года, сама выучив алфавит по книге "Военные мемуары". Когда знакомые родителей решили пошутить и спросили: "Что же ты там видишь? Картинки разглядываешь?", - прочитала вслух то, что написано. 
В начальной школе била все рекорды по скорочтению, что не очень нравилось советским учителям, не подходило под общую систему, меня просили читать медленнее.

Есть за что благодарить систему образования моего времени, она воспитывала нас патриотами. 
Сходу не вспомню все книги, от которых долго была под впечатлением, назову первые пришедшие на ум.
В примерном хронологическом порядке:
1. Николай Островский "Как закалялась сталь". Прочитала роман в возрасте своего сына, учась во втором классе. Была под глубочайшим впечатлением, готовилась отдать жизнь ради партии.
2. Марк Твен "Приключения Гекльберри Финна".  Ни "Том Сойер", в героя которого была влюблена, а именно Гек побудил меня стать борцом за права чернокожих. Потом узнала, что рабство уже отменили.
3. Эно Рауд "Муфта, Полботинка и Моховоя Борода". Мне было девять лет, я тяжело переживала переезд из Дальнего Востока в Татарстан/Питер/Волгоград, кто-то принес книгу (до нее принесли документальную хронику про татарского людоеда, прочитанную мной, как и все, на чем были буквы). "Муфту..." принесли ни насовсем, развлечь до отъезда (до завтра), я не отрывалась, пока не прочитала все. 
У меня есть маленький секрет. Когда случаются неприятности, перед сном представляю фургончик, в котором путешествую со сказочными человечками. Со временем в нем появились места для сына и для мужа. 

4. Елена Кошевая "Повесть о сыне". После этой книги решила, что у меня обязательно будет сын, которого воспитаю правильно. К счастью, мой ребенок лучше меня знает как воспитываться))
5. Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький Принц". Я была принцем и путешествовала. Сейчас мой сын - Принц, тот самый.
6. Максим Горький "Детство", "В людях", "Мои университеты". Сколько слез пролито за чтением. Мне было лет десять, вжилась в образ и испытывала все лишения автора. 
7. Максим Горький "Дело Артамоновых". Перелом моих шаблонов о всеобщей коллективизации и правде коммунизма. Сидела и думала: "Как так, люди заработали, у них отняли". Пришла с этим вопросом к учительнице по истории, пол урока мы рассуждали, после этого она вывела мне годовую пятерку, сказав, что тогда я для нее состоялась как личность.
8. Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита". После этого романа начала читать "Библию", потом Лео Таксиля "Эта забавная библия" с опровержением всего святого.
С Библиями у меня давно все сложно. Лет в восемь кто-то дал иеговистскую, после которой я наотрез отказывалась сдавать кровь из пальца, в девять лет в руки попала католическую "Детская Библия". Мои родители на столько привыкли, что я постоянно читала, не обращали внимание, за что им благодарна, цензура отбила бы всю охоту.
9. Вячеслав Шишков "Угрюм-река". Про любовь и жадность. Пороки и чувства показаны как будто сам участвуешь в событиях.
10. Александр Куприн "Гранатовый браслет". Плакала, плакала, плакала.... Еще спасибо Куприну за "Олесю", в честь которой меня назвала мама.
11. Маяковский "Облако в штанах". Поэт, заставивший меня пересмотреть отношение к мужчинам, решила, что мой будет самым-самым Маяковским. Через двадцать лет после прочтения я его встретила. Именно он отвез меня к памятнику.

12. Михаил Шолохов "Тихий Дон". Роману, получившему Нобелевскую премию, рецензия не нужна.
13. Валентин Пикуль "Баязет". Никогда не буду перечитывать. Осадок проходил долго. Написано очень сильно.
14. Януш Леон Вишневский "Одиночество в Сети". Книги, которые заставляли рыдать над ними, занимают во мне особое место.
15. Януш Леон Вишневский "На Фейсбуке с сыном". Не нахожу слов, чтобы рассказать свои впечатления. Я ожидала слезливое обращение к матери на тот свет, в действительности достаточно ироничная форма изложения, много исторических фактов и глубокий смысл. Вишневского надо дозировать, иначе начинаешь придираться к любви биологии женщин и химическому изложению чувств. Но каждый его рассказ и роман стоит быть прочитанным.

Далее идут недавние книги, прочитанные и прослушанные в этом году. Недавно перешла на аудиоформат, чтобы скрапить и "читать" одновременно.
16. Радхантха Свами "Путешествие домой". Человеку, увлеченному буддизмом или кришнаизмом, должно понравится, истинному христианину вряд ли. Там есть строки о любви к Иисусу, но также есть и общность всех религий. Не буду начинать религиозные споры, мне хватало разговоров со своим другом-священником, который пытался поставить меня на путь истинный. Буддистский Лама сказал: "Ты христианка, никто не заставляет тебя снимать крестик. Прими буддизм как философию, не уходя от своей веры".
17. Анна Гавальда "35 кило надежды". Прочитать и сразу звонить маме, папе, бабушке, дедушке, всем.
18. Николай Рерих "Алтай-Гималаи". Когда-нибудь пройду подобный путь.
19. Уильям Голдинг "Повелитель мух". Мои мысли по окончанию: "Так не бывает! Так не должно быть!". Детская жестокость воспринимается хуже, чем взрослая.
20. Рэй Брэдбери "451 по Фаренгейту". На сегодня самый любимый роман. После него открыла для себя Бредбери, изучила многое, что он написал. Книга-Вдохновение и Переосмысление.

Это далеко ни весь список. Скорее всего, опубликовав пост, вспомню еще десяток книг, над которыми ревела или которые заставляли меня мечтать о подвигах.
Мне жаль, что в школах сегодняшнего поколения нет книг о советских героях, было в них что-то железное, рыцарское (тут же вспомнился "Айвенго"))).
Второе, о чем жалею, когда распался мой первый брак, у бывшего супруга осталась книга "В фашистских застенках". Он ее спрятал, чтобы не читала, зная мою впечатлительность. В продаже найти не могу, в аудиоформате не искала, такое хочется принять в буквах.
И третье, что "Мальчик в полосатой пижаме" увидела на экране, теперь знаю сюжет, потом узнала, что снято по книге.

Радует, что современные авторы выпускают хорошие, читаемые книги, можно не ворчать, что кроме классиков литературы нет. 

Я не смогла бы стать писателем, потому что прочитала много хороших книг. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Чешир космический

Всем привет! Из всех котиков самый милый Чешир. Он улыбчивый, оптимистичный и мудрый. Делать блокноты с таким персонажем не надоест ни...