Всем привет!
В блоге "Scrap-profi" начались обсуждения обратной стороны скрапбукинга, который можетбыть не только фейно-сказочным.
Авторы поделились своими примерами работы с заказчиками и покупателями, написали советы как избежать скандалов и неловкостей.
Здесь приведу свою часть, все остальное, в том числе и обсуждения в комментариях, в БЛОГЕ.
Стараюсь не работать на заказ, только по особым случаям, для постоянных покупателей или повтор блокнотов, заготовки для которых уже есть. Основную часть работ реализую через магазин в Москве, чтобы покупатели могли сначала рассмотреть и потрогать, потом решать, нужно ли брать или нет. Даже при таких мерах осторожности оградить себя от всего не получается.
Пример первый. В позапрошлом году в онлайн-магазине хотели купить блокнот, девушка предложила оплату при личной встрече. На блокнот поставила бронь и начались отсрочки. В течение месяца я получала письма: "Сейчас забрать не могу, но очень хочу, подождите, пожалуйста". Закончилось все молчанием. Я подождала еще пару недель и отвезла блокнот в магазин, сняв его с продажи в онлайне, боясь, что моя покупательница за ним вернется. С тех пор сразу оговариваю срок бронирования. Ничего критичного, мы для людей вне творчества тот же онлайн-магазин, как все остальные, где передумать нормальное дело. Выход из этого - строгие рамки и прописанные условия.
При заказах похожих блокнотов я не беру предоплату, если назначена личная встреча. Это удобно, не надо будет потом возвращать деньги, если человек передумает или ему не понравится. Такого не было, как только блокнот или альбом попадает в руки, говорят, что в жизни еще лучше, чем на фото и да пусть будет так! Но я все равно подстраховываюсь. Мне легче принести, показать, если вдруг окажется нет, то мы просто мирно разойдемся, не испытывая неудобства от отсчитывания денег и лишней встречи.
На другие города отсутствие предоплаты не распространяется из-за почтовых отправлений, но я всегда предварительно полностью все фотографирую и только после этого отправляю.
Пример второй. Перед встречами, как и перед почтовыми отправлениями, идет фотопоказ во всех ракурсах. Заказала девушка блокнот, я сделала, отправляю фото и получаю ответ, что на фото для примера на ленточке закладки подвеска-кошечка, очень нужна именно такая. Моя ошибка и непредусмотрительность. Пример был сделан год назад, кошки давно закончились. Обошла все магазины и нашла, правда металл другого цвета, но форма та же. Блокнот понравился. Я вынесла для себя новый урок: полное соответствие картинки или надо обговаривать, что возможны изменения и прописывать при заказе какие (лист форзаца, закладка, степень окраски листов, если речь о блокнотах, как в моем случае). Чтобы сделать совершенно идентичную работу, надо иметь запасы одинаковой бумаги на несколько изделий, ни всегда это нужно, проще находить и предлагать замену.
Пример третий. 2012 год, я училась, но уже думала, что все умею и готова брать заказы, максимализм новичка зашкаливал. Заказ пришел достаточно быстро. Сделать альбом 50х35 см, 10 листов, обложка под кожу. На материалы к нему ушли все деньги, которые тогда заплатили. Я считаю, что мне повезло не уйти в минус, отплатила временем и трудами за опыт. Сейчас я бы не взялась за такой проект, понимая, что можно на такую же сумму сделать что-то менее энергозатратное, например, несколько блокнотов.
Продав не мало изделий, я до сих пор боюсь, что покупатели мне напишут какие-либо неприятные вещи о них, боюсь, что придут в магазин и раскритикуют в пух и прах.
Творчество - это любимое детище, за которое болею всей душой и очень благодарна своим покупателям, которые находят мои соцсети по визитке и пишут отзывы.
Приглашаю вас к обсуждениям!
А я даже дарить боюсь, думаю, что скажут: "Детский сад, ерундой занимается и нам подсовывает"
ОтветитьУдалитьНаташа, это ты зря, твои блокноты уже достойны иметь свою цену.
УдалитьПривет! Очень интересную тему подняли и важную. Тут видимо с годами мастер набирается опыта и выстраивает свою схему работы с клиентами. У меня вот кардинально наоборот вышло: живу в Туле, нет у нас такого спроса на скрап, чтобы взять и отнести в магазин на продажу. Такой вариант у меня тоже был, года 3 там лежали открытки, блокноты, альбомы. Но продавались всегда только открытки. А их я делать не очень люблю)
ОтветитьУдалитьСо временем нашелся другой подход: каким то образом заказчик нашелся. Мы обговариваем заказ, смотрим мои прошлые работы, обсуждаем то что хочет получить человек в итоге. Я фотографирую материалы и отправляю заказчику, тут если есть корректировки и дополнения я их учитываю. Дальше в творчество я вмешиваться не разрешаю, и всегда это обговариваю. Первым делом при заказе альбома говорю что вы можете выбрать тему, цветовое решение, стиль, но выбирать где будет приклеен тег или бусинка я не позволю. Ни один за 8 лет не отказался. При получении заказа людям всегда нравится результат, часто потом срабатывает сарафанное радио и приходят друзья/знакомые/родные.
Но опять же, я не ставлю целью заработать на скрапе, я так сказать просто творю в удовольствие.
И да, последние лет 5 беру предоплату, был печальный опыт когда клиент пропал. И при обсуждении условий я всегда сообщаю что предоплату я никогда не возвращаю, даже в случае отказа от заказа. Потому что предоплата это те деньги которые я потрачу на материалы. Понятное дело что в случае отказа они останутся у меня, но если говорить по чесноку, мне не нужны будут эти материалы выбранные заказчиком)
Много написала, извиняюсь